Вирус бешенства

ВИРУС БЕШЕНСТВА – ЭСТАФЕТА СМЕРТИ

Вирус бешенства, вакцины от бешенства: Рабипур, Кокав, Вакцина антирабическая


 НЕМНОГО ИСТОРИИ

На протяжении веков вирус бешенства вселял в души людей мистичный ужас – и продолжает его порождать. Признаки болезни бешенство такие зловещие и характерные, что давным-давно вошли в коллективную память человечества, в его мифологию, сказки и легенды. Одни из первых упоминания о бешенстве находятся в кодексе законов Ешнуны древнего Вавилона за 2300 лет до нашей эры; в Библии находится описание пяти главных признаков болезни у собак; за десять веков до нашей эры Гомер в своей «Илиаде» устами Тевкра называет Гектора, бешеным псом. Клинические признаки заболевания описывали Демократ (в 500 г. до н.э.) и Аристотель (в 322 г. до н.э.); в первом столетии нашей эры Корнелий Цельс дал подробное описание заболевания человека, которое ни чем не отличается от клинической картины бешенства, что и наблюдают современные медики. Изменился мир, упала Вавилонская башня, на смену язычества в Европе пришло христианство, умерли в муках, восстаниях и войнах рабовладение и феодализм, был изобретен паровоз и пароход, первые самолеты ринулись в опасное течение, прогремели две световые войны, взорвались атомные бомбы, человечество вышло в космос, компьютеры и телевидение заполонили свет, много болезней исчезли с лица земли, появились раннее не виданные по эффективности методы лечения. А болезнь бешенство осталась той же, что и тысячу лет назад: абсолютно неизлечимой болезнью, которая поражает центральную нервную систему и вызывает так называемую гидрофобию – водобоязнь.

Животные и мифология

В связи с усилением интереса в последние годы к “Книге умерших” – памятки тибетской письменности часов раннего средневековья – один из исследователей (Б. П. Жаден, 1981) обратил внимание на описание ужасных видений, которые как бы являются умершему. В толпе страшных волшебниц и богинь приходят: с востока Симхамука – цвета темно-красного, с головой льва, держа в пасти труп; в полдень – Вягримука, красного цвета, с головой тигра, которая скривила в злой гримасе губы; с запада – Шригаламука, черная, с председателем лесищ; в лапе держит вырванные кишки, и их пожирает, облизывая кровь; в полночь – Шванамука, темно-синего цвета, с головой волка, обоими руками подносит к пасти труппа и поедает его. И хоть “Книга умерших” остерегает, что все эти чудовища выходят из мозга человека и их не надо бояться, исследователь, однако, обратил внимание на то, что в морфологическом издании перечислены именно те животные, которые переносят вирус бешенства, становясь источником инфекции для человека.

животные, являющиеся переносчиками вируса бешенства

      Болезнь бешенство с давних пор была известна славянам. Название “бешенство” означает “одержимый бесом”. В «Жизни Андрея Юродивого”, памятке византийской письменности IX – XI столетия про юродивого (сумасшедшего), который лежал голый на улице, говорится: “Зряще на нь человеци, глаголаху: сие новая бешенина”. 3 апокрифичных  памяток легендарно-религиозной литературы XI – XII столетий можно сделать вывод, что в Киевской Руси волков было так много и укусы их были такие распространенные, что это вызывало повальное бешенство у людей. По мнению выдающегося исследователя этнографии и фольклора профессора Д. И. Яворницкого, украинское название “сказ” происходит от славянского диеслова “казити” (“искажать”), а это в свою очередь идет от санскритского “каш” (сравнить – “проКАЗа”)

Попытки борьбы с вирусом

Чувствуя себя бессильными перед злостной угрозой вируса бешенства, наши пращуры придумывали разные способы изгнания беса, иногда с помощью легендарных птиц Садяржыци или Сакаржыци, иногда прибегая к заговорам: “На море, на океане на острове Буяне, стоит крутая гора, на крутой горе растет дуб-стародуб, под тем дубом-стародубом лежит цепь железная, обвитая вокруг дуба, к этой цепи привязан старый бес, собака. Эй ты, собака, старый бес, утоли свой лютый гнев, свой кусающийся зуб. Если укусишь меня за белое тело, пустишь свою чёрную слюну в мою горячую кровь, то приду к тебе с килем железным, выгоню тебя, 6ес проклятый”

Народ создал много присказок, посвященных этой болезни бешенство: “Собака, как взбесится, со двора бежит, чтобы хозяина не укусить”; “Собака с жиру бесится”; “Баба хуже бешеного ежа: хоть не укусит, так напугает”; “Бешеному псу уступай  дорогу”; “Где ты был, когда собаки бесились?”.

Из глубокой давности, вплоть до открытия Пастера в 1885 году, было предложено тысячи спосо6ов борьбы с этой болезнью – от абсурдных и шкодливых к таким, которые не были избавлены здравого смысла.

Старонародные средства

Так, в первом столетии н. э. Плиний Старший рекомендовал при укусе бешеной собакой присыпать раны пеплом головы этой собаки или хотя-бы жменей спаленной шерсти. Откуда происходит выражение – “из плохого (бедного) пса хоть шерсти клочок”. Не лучшим был способ, описание которого найдено в Ромнах в 1776 году в одном из домовых украинских справочников: “Если кого собака бешеная укусит, сейчас же палить рака речного, сделать порошок, дать больному этот порошок и немного его запить: будет здоров”. Наирациональнейшим способом миновать болезнь бешенство в давности стало прижигание ран или промывание их мочой, солевыми растворами и настойками разных трав.

В 1855 году генерал-губернатор Подольской, Волынской и Киевской губернии выслал уведомление губернаторам юго-западных губерний и подведомственных им учреждений о способах лечения укусов бешеных животных, предложенный находчивым крестьянином с характерной фамилией Кабанец. Способ Кабанца тщательным образом рассматривался почтенными профессорами на заседании медицинского совета в Киеве, его разрешено было опубликовать и использовать в военных госпиталях. Укушенное или поцарапанное бешеным волком или собакой место посыпалось порохом и зажигалось.

Пожалеем наших предков, которым приходилось терпеть такие муки, склоним головы  перед не вылеченными жертвами одной из страшнейших болезней света. Воистину справедливыми считаются слова Антона Павловича Чехова: «Нет болезни страшнее, которая несет столько мук, как водобоязнь. Когда впервые мне пришлось увидеть бешеного человека, я дней пять после ходил как ошалелый и возненавидел тогда всех на свете собачников и собак”.

Современные открытия в профилактике болезни

Поворотным пунктом в истории этой особенно небеспечной инфекции стало создание Луи Пастером и его учениками – Ру, Шамберланом и Тюилье – первой антирабической вакцины от бешенства (1883) и успешное испытание и на людях (1885). За годы, которые миновали после изобретения пастеровской вакцины от бешенства были спасены миллионы людей во всех странах мира на всех широтах, – от Якутии до Кейптауна, от Бразилии до Нигерии и Таиланда. Имя Пастера сияет ясной звездой на небосводе человеческих свершений, людскими неповиновениями перед слепыми, жестокими силами природы. После антирабической появились другие вакцины, которые вероятно, спасли больше жизней, нежели пастеровская, такие, как вакцина против дифтерии, кори, туберкулеза, полиомиелит, но вакцина от бешенства была первой. Пастер открыл и сформулировал главные природно-научные принципы преимущественного наличия профилактических препаратов. Он немедленно внедрил свое открытие в практику, в тяжелой борьбе со скептиками обосновав собственную правоту, и потому именно Пастер стал символом сил Добра, которые ведут вековой двубой с силами Зла. Благодарное человечество возвело десятки памятников этому замкнутому человеку с тяжелым характером, который фанатично любит свою родину и ненавидит Пруссию за тот позор, которую познала Франция в войне 1870- 1871 годов. В мире открыто сотни пастеровских институтов и станций, которые продолжают добровольное дело великого француза; тысячи улиц в городах большинства стран мира носят имя Луи Пастера.

Вакцины от бешенства: Рабипур, Кокав, Вакцина антирабическая

рабипур - вакцина от бешенства купить, цена, инструкция

кокав - вакцина от бешенста

Вакцина антирабическая-от бешенства

      Но невзирая на то, что большинство людей, особенно в больших городах, уже совсем забыли об угрозе бешенства, а подавляющая часть молодых врачей никогда не видели эту болезнь, одинокие случаи бешенства случаются – или вследствии легкомыслия или неосведомленности тех, кто был укушен, но своевременно не обратился за медицинской помощью, или по другим причинам.

Проявления вируса бешенства у животных

Механизм заражения

      Бешенство можно лишь предотвратить. Вылечить эту болезнь невозможно. Все попытки лечить бешенство с помощью современной реанимационной аппаратуры и сильнодействующих препаратов в США, Аргентине и некоторых других странах закончились неудачей. Это обстоятельство в корне отличает бешенство от других болезней мира, создавая вокруг этой инфекции особенный психологический климат смертельной опасности, порождая страх и неуверенность у каждого, кто был укушенный неизвестным животным. Болезнь бешенство не знает чудодейственных случаев, случайных, необъяснимых исцелений, причудливых и радостных поворотов сюжета, ему присущая тупая, жестокая, механическая последовательность выполнения смертного приговора. Это связано с особенными свойствами вируса. По мнению одного из исследователей (Е. П. Жадан, 1982), этот вирус бешенства, похожий на пистолетную пулю, есть одним из наидревнейших на земле, и поражает не только животных, но и растения; давних предков этого вируса можно найти у летучих мышей и грызунов; но самим собой – вирусом смертельной болезни – он стал лишь с появлением класса хищников, этой самой агрессивной, самой мобильной группы животных, которая для пополнения своих жизненных ресурсов использует энергию крови и мяса своих жертв, причем жестокая атака, укус  и растерзание противника стали главным средством существования хищников. В ходе эволюции вирус бешенства специализировался на слюнных железах и нервной системе хищников. Для того чтобы вирус не погиб, его надо передать: передача происходит путем укуса, со слюной.

Поражение жизненноважных органов

Поражение вирусом бешенства центральной нервной системы хищников приводит к усилению их агрессивности и жестокости; чем больше хищник нанесет тяжелых укусов невинным жертвам, тем больше шансы у вируса бешенства расширить свои владения и не погибнуть; этот замкнутый круг болезни, эта хмурая эстафета смерти продолжается тысячи лет. В трудах А. К. Мидатова (1978) и Г. К. Гаркуши (1980, 1984) обращалось внимание на ряд особенностей вируса бешенства, в частности на усиление его возможности быстрого проникновения в нервную систему, по которой он продвигается в направлении спинного и головного мозга. Драма происходит среди полного спокойствия и благополучия: человек еще полон жизни, он еще охвачен повседневной суетой, бытовыми заботами, думает про будущее, про какие – то обычные жизненные радости и препятствия, еще ничто не предвещает приближение трагедии, а в высших центрах координации и управления – спинном и головном мозге – вирус бешенства уже штурмует нейроны друг за другом, внедряясь в большие пласты высокоорганизованной, очень чувствительной нервной ткани, разрушая сложное хозяйство клеток, словно лесной пожар, что оставляет за собой выжженную землю и чёрные стволы деревьев, и за несколько дней это, сначала неприметное, малое тление вспыхивает безостановочным предсмертным огнем: начинаются первые клинические признаки бешенства.

внешние проявления болезни бешенства у человека

      Отечественные, японские, американские и западногерманские исследователи (Н. М. Кроль, 1936, Шиндлер, 1959, Мацумото, 1963, Мерфи, 1976), которые изучали с помощью оптических и электронных микроскопов патологоанатомическую картину бешенства, были крайне удивлены несоответствием между внешними, еще едва заметными признаками этой  болезни и картинами внутреннего опустошения, что открылись перед ними: первые симптомы болезни пробивались лишь тогда, когда фактически вирус бешенства уже полностью и бесповоротно разрушил центральную нервную систему в самых выраженных, жизненно необходимых местах – коре головного мозга и мозжечке, не оставив организму никакого шанса на выживание, и, размножившись в больших количествах, пополз дальше – теперь уже из центра на периферию – в слюнные железы, в нервные окончания языка, в роговицу глаза. Если за несколько дней перед клинической вспышкой болезни к людскому глазу приложить стеклышко и провести исследования по методу иммуннофлюоресценции (ИФ), можно увидеть злобное холодное свечение вирусных частиц, что поселились в глазах. Человек еще ясно воспринимает цвета неба и земли, a вирус бешенства, как будто вода губку, уже насыщает все блестящие и сияющие поверхности глаз.

Вот почему приречены на неудачу все попытки вылечить болезнь бешенства после того, как выявлены первые признаки болезни: поздно, главные действия уже произошли, битва с вирусом проиграна.

Вакцины от бешенства: Рабипур, Кокав, Вакцина антирабическая